куда пойти планы занятий полезные материалы
blokada_square1

Уроки блокады

Возраст: 8-10 кл.

Спасение культурных ценностей в период Великой Отечественной войны.


Возраст: 14–16 лет (8–10 кл.)

Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся задумались о значении культурных ценностей Петербурга, которое открылось ленинградцам в годы блокады; способствовать воспитанию ответственного отношения к культурному наследию прошлого.

Материалы к уроку:

  • фотографии блокадного Ленинграда,
  • отрывки из кинофильма «Неизвестная война — блокада Ленинграда» (Р. Кармен, И. Клейнерман, 1978),
  • отрывки из кинофильма «Блокада» (С. Лозница, 2005),
  • отрывки из кинофильма «Сумерки нового века» (2006),
  • Приложение 1. Стихи, написанные ленинградцами во время войны,
  • Приложение 2. Стихи, написанные ленинградцами во время и после войны,
  • Приложение 3. Стихи и воспоминания о литературе в блокадном Ленинграде,
  • Приложение 4. Стихи и воспоминания о литературе в блокадном Ленинграде,
  • Приложение 5. Воспоминания участников блокадной бригады верхолазов-альпинистов,
  • Приложение 6. Воспоминания работников Эрмитажа.

Ход урока: 

В начале урока необходимо настроить учащихся на серьезный разговор о трагических страницах истории Ленинграда. Чтобы оторвать школьников от повседневности и заставить задуматься о страшных испытаниях, выпавших на долю нашего города в годы Великой Отечественной войны,  занятие можно начать с просмотра документальной хроники блокадного Ленинграда или отрывков из фильмов о блокаде (например, «Неизвестная война — блокада Ленинграда» Р. Кармена и И. Клейнермана или «Блокада» С. Лозницы).

Этап 1.  Напомните школьникам о том, что потрясшие весь мир 900 дней блокады Ленинграда — 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья — стали символом несгибаемого мужества жителей и защитников города, победы силы духа и патриотизма. Каждые 27 января и 9 мая мы снова и снова слушаем воспоминания, стихи и песни о войне, просматриваем старые фотографии и фильмы. В эти дни люди не скрывают своих слез, не в силах оставаться равнодушными к чужой боли и великому подвигу ленинградцев.

Однако настало время всерьез задуматься и о том, какие уроки должны мы извлечь из пережитого. Один из таких уроков — отношение к памятникам культурного наследия.

Почему проблема отношения к памятникам культурного наследия особенно важна в наши дни?

Как это ни горько осознавать, сегодня в Петербурге постепенно «стирается» память о нашем прошлом, в том числе о подвиге блокадного Ленинграда. Уже нет многих безмолвных свидетелей тех страшных и святых дней: разрушен дот времен Великой Отечественной войны у железнодорожной станции Автово; на месте строительства «Охта-центра» снесен памятник героям-рабочим Петрозавода; ради строительства новой гостиницы на Фонтанке принято решение уничтожить символ мужества горожан — здание подстанции, которая дала ток для движения трамваев в суровую зиму ленинградской блокады.

Но история города хранит примеры другого отношения к историческим памятникам. Многочисленные документы, воспоминания, киносъемки, фотографии жителей блокадного города подтверждают, что ленинградцы в нечеловеческих условиях, не жалея сил, без хлеба и без сна героически защищали произведения искусства, книги, дома, парки от пожаров, бомбежек и разрушения.

Этап 2. Сформулируйте главную проблему урока: что заставляло изможденных людей в блокадном Ленинграде спасать культурные ценности?    

Чтобы ответить на этот вопрос, предложите школьникам познакомиться с различными документами, стихами и воспоминаниями участников военных событий. Организуйте работу учащихся в группах по 3–5 человек. Раздайте группам карточки с заданиями и тексты для анализа.

Педагог может выбрать часть предлагаемых заданий или составить свои. Выбор и разработка заданий зависят от наличия у школьников опыта исследования исторических документов. Количество текстов для работы педагог определяет исходя из конкретных условий.

Задание 1

  1. Внимательно прочитайте стихи, написанные ленинградцами в годы войны (Приложение 1).
  2. Ответьте на следующие вопросы:
  • Какие памятники культурного наследия упоминаются в стихах?
  • Что рассказывают тексты о судьбе городских памятников в блокадном Ленинграде и его пригородах?
  • Подчеркните в стихотворных текстах слова и строки, передающие отношение блокадников к памятникам.
  • Подумайте, почему городские памятники являются почти обязательными героями значительной части стихов о ленинградской блокаде. Какое значение памятников культурного наследия, скрытое в мирное время, открылось ленинградцам в годы войны?
  1. Опираясь на имеющиеся тексты, подготовьте выступление перед одноклассниками с размышлением о том, что заставляло ленинградцев в тяжелые дни блокады спасать культурные ценности прошлого.

Задание 2

  1. Внимательно прочитайте стихи ленинградцев, написанные во время и после войны (Приложение 2).
  2. Ответьте на следующие вопросы:
  • Какие из предложенных вам стихотворений написаны после войны, а какие — во время войны? Подтвердите свою версию словами из стихотворений.
  • О каких памятниках культурного наследия говорится в этих стихах?
  • Какое символическое значение этих памятников подчеркнуто в каждом стихотворении? О чем напоминают эти памятники авторам стихов в военное и в мирное время? Подтвердите свой ответ примерами из текстов.
  • Что рассказывают прочитанные вами стихи о значении памятников культурного наследия в жизни человека?
  1. Опираясь на имеющиеся тексты, подготовьте выступление перед одноклассниками с размышлением о том, что заставляло ленинградцев в тяжелые дни блокады спасать культурные ценности прошлого.

 Задание 3

  1. Внимательно прочитайте предлагаемые вашей группе стихи и воспоминания о литературе в блокадном Ленинграде (Приложение 3).
  2. Ответьте на следующие вопросы:
  • О каких важных в истории отечественной культуры событиях, происходивших в блокадном Ленинграде, рассказывают предложенные вам тексты?
  • Как объясняется в этих текстах способность людей отзываться на искусство даже в самых нечеловеческих условиях жизни?
  • Подумайте, что заставляло голодных ученых в осажденном городе читать и слушать научные доклады о жизни узбекского поэта XV в.?
  • Почему П. Ойфа называет О. Берггольц «душой ленинградских застав», а сама О. Берггольц артистов — «защитниками Ленинграда»? В чем заключается подвиг служителей искусства в годы войны?
  1. Опираясь на имеющиеся тексты, подготовьте выступление перед одноклассниками с размышлением о том, какое значение имели культурные ценности для жителей блокадного Ленинграда.

 Задание 4

  1. Внимательно прочитайте тексты, посвященные искусству блокадного Ленинграда (Приложение 4).
  2. Ответьте на следующие вопросы:
  • В чем выражалось участие работников культуры в деле защиты блокадного Ленинграда и всего Отечества?
  • Какое значение имело искусство блокадного Ленинграда «Сумерки нового века», рассказывающий о разрушении архитектуры Петербурга в 1990–2000-х гг.
  1. Ответьте на вопросы:
  • По каким причинам разрушались или перестраивались памятники культурного наследия в этот период?
  • Могли ли бы эти причины уничтожения культурных ценностей быть убедительными для защитников Ленинграда в годы войны?
  • Как вы думаете, изменилось ли значение культурного наследия Петербурга для горожан в послевоенное время?
  • Почему, по мнению создателей фильма, разрушение города является трагедией для его жителей? Согласны ли вы с этим мнением?
  1. Изучите, в каком состоянии находятся памятники культурного наследия Петербурга сегодня.
  2. Прогуляйтесь по своему району или центральным улицам города.
  3. Выберите и сфотографируйте 2–3 городских объекта, которые, на ваш взгляд, требуют реставрации или являются «новоделами», портящими лицо города.
  4. Отметьте эти объекты на Google-карте для коллективной работы класса, прикрепите к объектам фотографии.
  5. По итогам коллективной работы сделайте вывод, нуждается ли сегодня в защите старая часть Петербурга.
  6. Выясните, насколько активно современные петербуржцы участвуют в спасении культурного наследия города. В чем это участие выражается? Подумайте, какой вклад в сохранение памятников культурного наследия нашего города можете внести вы.

 

Автор: Т. В. Сергеева, доцент кафедры  культурологического образования  СПбАППО

Опубликовано: Уроки Великой Победы: Методические материалы в помощь учителю/
сост. Л. К. Ермолаева. — СПб., 2010.

Свойства

Возраст

8-10 кл.

Тип ресурса

Уроки в классе

Тип статьи

Уроки в классе