куда пойти планы занятий полезные материалы
#children1941

Цикл занятий «Пусть всегда будет солнце…»

Возраст: дошкольники, 1-2 кл.

#8082.2#5177#5531#7479#7480#8035#-8046.1

Занятия для дошкольников, посвященные подвигу детей блокадного Ленинграда.


Возраст: 6–8 лет (дошкольники, 1-2 кл.).

Цель: создать условия для формирования у детей уважения к своим предкам, чувства гордости за земляков, выстоявших и победивших в страшных условиях ленинградской блокады.

Время проведения: накануне Дня снятия блокады (27 января).

При проектировании цикла занятий учитывались психологические особенности детей дошкольного возраста:

  • наглядность и конкретность их мышления. Поэтому вся работа «разворачивалась» от объектов культурного наследия современного Санкт-Петербурга (памятников и мемориалов защитникам города, его жителям) или от фотографий военных лет;
  • недостаточность исторических знаний детей и их жизненного опыта. Современным дошкольникам сложно представить себе, что такое война, голод, артобстрелы, потеря родных и близких. Им ничего не скажут «125 блокадных грамм», даже если показать подобный кусочек хлеба, они вряд ли поймут, какие опасности ждали людей на Дороге жизни и т. д. Поэтому главный акцент в работе делался на рефлексии детьми собственных представлений о войне и мире, на создании ситуации эмоционального сопереживания тем или иным событиям в рамках творческо-продуктивной деятельности;
  • повышенная возбудимость и тревожность. Эти личностные качества детей дошкольного возраста не позволяют затрагивать некоторые подробности блокадного быта. Даже когда речь шла о мемориале «Цветок жизни», дневник Тани Савичевой (часть данного комплекса), как одно из самых страшных свидетельств преступлений фашистов, не рассматривался, так как разговор о гибели и смерти детей блокадного Ленинграда мог сказаться на общем психологическом и психическом состоянии дошкольников.

Предлагаемый цикл занятий включает четыре темы.

Тема № 1:  Мир и война глазами детей разных поколений

Цель: создать условия для осознания дошкольниками своего отношения к войне и миру.

Материалы для занятия: 

  • листы белой бумаги разного формата;
  • различные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь);
  • репродукции рисунков детей блокадного Ленинграда;
  • аудиозапись песни «Пусть всегда будет солнце».

Ход работы:

  1. Начинаем занятие с того, что просим дошкольников, воспользовавшись любыми изобразительными материалами (карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками и пр.), создать рисунок на тему «Я и мои друзья». Предоставляем детям столько времени, сколько необходимо для полного завершения работы.
  2. Организуем выставку работ и анализируем созданные изображения. Обсуждаем: какое настроение хотели передать дети своими рисунками? Какие краски (цвета) они использовали? Какие изображения поместили, чтобы донести до зрителя свои замыслы? Как правило, рисунки дошкольников на данную тему отражают их позитивный настрой. Дети рисуют братьев и сестер, знакомых по двору или детскому саду, любимых домашних животных. Как показывает практика, чаще всего их работы пронизаны счастьем и добром: лица изображенных людей озаряет улыбка, «друзья» держатся за руки или распахивают друг другу свои объятья, на рисунке можно увидеть цветы, воздушные шарики, игрушки, птиц и, конечно, яркое солнце.
    Помогаем дошкольникам сделать вывод, что большинство работ передает светлое, радостное, счастливое настроение, что почти на каждом рисунке присутствует солнце.
  3. Дополняем выставку работ репродукцией рисунка ребенка блокадного Ленинграда. Предлагаем дошкольникам проанализировать изображение. Рассуждаем, насколько оно «вписывается» в нашу выставку. Какое настроение передает данный рисунок? Схоже ли оно с теми ощущениями, которые переживали сами дети, создавая работы на тему «Я и мои друзья»? Как (с помощью чего) юный художник передает печаль и горе? Какие цвета используются в работе? Есть ли на этом рисунке место для солнца?
    Всматриваемся в рисунок. Обсуждаем, что дети видят. Что происходит на данном рисунке? Принимаем все ответы дошкольников, если они аргументированы.
    Подводим итоги беседы: обобщаем все, что сказали дети. Поясняем, что данный рисунок был создан в годы Великой Отечественной войны ребенком, жившим в Ленинграде.
  4. Предлагаем дошкольникам обсудить, что такое война, чем она страшна, опасна. Выясняем, что дошкольники знают о Великой Отечественной войне. Дополняем и конкретизируем их ответы.
    Задумываемся о том, хотят ли люди, живущие на планете, войны. Завершаем беседу прослушиванием песни «Пусть всегда будет солнце» (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина).  Предлагаем детям, не изобразившим солнца на своих работах, дорисовать его.

Тема № 2: «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда…»

Цель: познакомить дошкольников с понятием «блокада Ленинграда», помочь им осознать сущность подвига жителей блокадного города.

Материалы для занятия:

  • электронная презентация (фотографии фрагмента мемориала на площади Победы, фотографии блокадного Ленинграда и его жителей, прежде всего детей),
  • аудиозапись песни «Ленинградцы».

Ход работы:

  1. Вместе с детьми вспоминаем о том, что узнали в ходе предыдущей беседы о Великой Отечественной войне. С помощью мультимедийной техники выводим на большой экран композицию «Блокада» — часть мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы. Предлагаем детям рассмотреть изображение и определить: что они видят, что происходит. В ходе дискуссии задаем дополнительные уточняющие вопросы: Кто эти люди? Почему они стоят в таких позах? Что можно сказать об их настроении? Есть ли среди изображенных людей ребенок? Что с ним могло произойти?

Дополнительный материал:

Монумент был открыт 9 мая 1975 года, в 30-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войны. В центре площадки находится 48-метровый обелиск. По обеим сторонам от него расположены две многофигурные скульптурные группы, олицетворяющие оборонявшихся ленинградцев. У подножья обелиска поставлена парная скульптурная группа «Непобедимые». Позади обелиска находится открытый мемориальный зал со скульптурной группой «Блокада» в центре. Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост. Скульптор М. Аникушин охарактеризовал ее так: «Здесь всё: и бомбежки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…».

Авторами огромного монументального комплекса были скульптор М. К. Аникушин, архитекторы — В. А. Каменский и С. Б. Сперанский.

Обобщаем ответы детей. Поясняем, что только что увиденный памятник находится на площади Победы и посвящен жителям и защитникам нашего города. Данная скульптура называется «Блокада».

  1. Поясняем, что в эту войну наш город, называвшийся тогда Ленинградом, оказался в блокаде. Предлагаем детям выяснить суть данного понятия. Для этого просим дошкольников встать в круг и взяться за руки. Одного ребенка ставим в центр круга и предлагаем ему сделать несколько попыток прорваться сквозь замкнутое кольцо. Обсуждаем итоги нашего «эксперимента»: удалось ли выполнить задание? При каких условиях ребенок, стоявший внутри кольца, смог выбраться из него? Поясняем, что примерно в таком же положении находился и наш город: в годы Великой Отечественной войны он был окружен со всех сторон врагом, из города сложно было куда-либо уехать.

Продолжаем «экспериментировать». Просим детей разбиться на пары и попробовать крепко обнять друг друга (или с силой сжать руку). Обсуждаем, какие чувства мы испытывали при сильных объятиях? Всегда ли объятие приятно? Чем опасно «объятие удава»?  Становится ли нам легче, когда давящее кольцо рук разжимается, разрывается? Проводим аналогию с блокадой Ленинграда: рассказываем о том, какими последствиями для мирных жителей обернулось взятие врагами города в кольцо.

Дополнительный материал:

Это была очень страшная и беспощадная война. Армия фашистов окружила наш город почти со всех сторон. Враг подошел так близко к Ленинграду, что немецкие солдаты могли спокойно рассматривать в бинокли стены домов, улицы, проспекты. И конечно, могли стрелять по ним из дальнобойных орудий. Поэтому все блестящие и высотные объекты одевали в чехлы — маскировали.

От частых бомбежек не только разрушались дома. Вышли из строя очень многие объекты, которые поддерживали жизнь горожан: не стало света, отопления, сломался водопровод, зимой замерзла канализация, не работал транспорт. За водой приходилось ходить к рекам и каналам, преодолевая порой огромные расстояния. Чтобы хоть как-то согреться, люди устанавливали в квартирах печки и жгли в них все, что горело: мебель, книги, пианино и т. д. С каждым днем блокады в городе уменьшались запасы продуктов. Были месяцы, когда единственной едой за весь день становился маленький кусочек хлеба. Множество людей умерли в городе от голода и бомбежек.

  1. Обращаем внимание дошкольников на то, что в окруженном врагом Ленинграде, наряду со взрослыми, проживало множество детей, которым также пришлось испытать все тяготы блокадного быта. Предлагаем рассмотреть несколько фотографий детей блокадного города. Обсуждаем, что дошкольники видят, что происходит на фотографии. Совместными усилиями составляем рассказ о том, как и что пришлось испытать детям блокадного Ленинграда, как им жилось в это время.
  2. Завершаем беседу о жизни детей в годы блокады прослушиванием песни «Ленинградцы» (музыка И. Шварца, слова В. Коростылева), известной нам по строчке «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда».

Тема № 3: Салют над «Разорванным кольцом»

Цель: познакомить дошкольников с понятием «Дорога жизни», создать условия для осознания детьми значимости современного общегородского праздника — Дня снятия блокады.

Необходимое оборудование: электронная презентация (фотографии памятника «Разорванное кольцо»).

Ход работы:

  1. С помощью мультимедийной техники последовательно выводим на большой экран несколько фотографий с изображением памятника «Разорванное кольцо», сделанных с разных ракурсов. Предлагаем детям рассмотреть объект и попробовать определить, что это такое. Что собой представляет данный памятник? На что похожи две поднятые дуги? Как памятник может быть связан с Великой Отечественной войной и блокадой? Что может символизировать (означать) монумент? В ходе дискуссии помогаем дошкольникам прийти к выводу о том, что данный памятник олицетворяет собой разорванное кольцо блокады.
  2. Рассматриваем более подробно бетонную плиту, лежащую на земле под «крыльями» полукольца. Обсуждаем, что дети видят. На что похожи отпечатки, которые мы видим на плите? Какой вид транспорта мог оставить подобные следы? Задумываемся, почему авторы монумента разместили под сводами арки оттиск шин автомобиля (грузовика). Где чаще всего можно увидеть подобные следы? Помогаем дошкольникам сделать вывод о том, что оттиск шин автомобилей можно обнаружить на загородной дороге — песчаной, грунтовой — или на только что выпавшем снегу. Делаем предположение о том, что, возможно, в том месте, где установлен памятник, в годы войны и блокады проходила какая-то важная трасса.
  3. Продолжаем исследование памятника. Рассматриваем следующий слайд электронной презентации (вид на Ладожское озеро) и определяем: куда ведут следы от машины. Где, рядом с чем расположен памятник? Задумываемся, куда вела данная дорога в годы войны. Принимаем все ответы детей и предлагаем им узнать, как памятник «отвечает» на данный вопрос. Выводим на большой экран фотографию стелы с памятной надписью. Зачитываем ее вслух:

Потомок, знай! В суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!

Поясняем малознакомые и непонятные слова, встречающиеся в этих строках. Обсуждаем, как называлась эта дорога. Куда она вела? Почему ее могли назвать Дорогой жизни? Дополняем ответы детей: рассказываем о функционировании Дороги жизни, о ее роли как единственной ниточки, соединяющей осажденный город и страну.

Дополнительный материал:

Для помощи городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами Дорогой жизни. По этому драгоценному пути под огнем противника перевозили хлеб, муку, консервы, лекарства. Днем и ночью по льду шли машины с грузами. Это было очень опасно, так как бомбили немцы эту дорогу постоянно. И иногда шофер еле успевал выпрыгнуть из-за руля, а грузовик уходил под воду.
Мемориал «Разорванное кольцо» входит в Зеленый пояс Славы. Открыт 29 октября 1966 года.
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом также расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.
Авторы мемориала: скульптор – К. М. Симун, архитектор – В. Г. Филиппов, инженер-конструктор – И. А. Рыбин, художник – В. Н. Яковлев.

  1. Обращаем внимание детей на то, что в данном памятнике блокадное кольцо разорвано. Кратко поясняем, когда и как это произошло, как изменилась жизнь Ленинграда после того, как враг был отброшен от стен города. Обращаем внимание на дату – 27 января. Напоминаем, как называется праздник, которые современные петербуржцы отмечают ежегодно. Рассказываем о традициях празднования Дня снятия блокады: возложение цветов к мемориалам, памятная акция «Зажги свечу», салют и т. д.
  2. Предлагаем детям создать творческий проект, посвященный Дню снятия блокады. Просим их с помощью различных изобразительных материалов (по выбору) нарисовать на листе бумаги памятник «Разорванное кольцо» и «расцветить» небо над Ладогой праздничным салютом — салютом Победы. Обращаем внимание детей на различные способы выполнения салюта (из мятой цветной бумаги, методом набрызгивания красок и т. д.).
  3. Оформляем выставку детских рисунков.

Тема № 4:  «Цветок жизни» — памятник юным жителям блокадного Ленинграда

Цели: помочь дошкольникам отрефлексировать свое отношение к события Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

Материалы для занятия:

  • электронная презентация (слайд-шоу – фотографии памятника «Цветок жизни»),
  • пластилин,
  • стеки,
  • картон голубого цвета,
  • цветная бумага,
  • ножницы,
  • клей.

Ход работы:

  1. Начинаем беседу с того, что цитируем стихотворение юного поэта Марины Соколовой:

Я родился в Ленинграде,
Город мой — Герой.
Он прошел и смерть, и горе
Трудною зимой.
Никогда не поддавался
Злейшему врагу
И поэтому дождался
Славную весну!
Но пройдут года и снова
Вспомним мы о том,
Что никогда не дрогнул он
Под вражеским огнём.

Просим детей ответить на вопросы: Почему юный поэт называет наш город — героем? В чем состоит подвиг Ленинграда в годы войны? Кто совершил этот подвиг — только ли взрослые жители города? Можно ли назвать героями детей, проживавших в осажденном Ленинграде? Если да, то в чем состоял их подвиг? Принимаем все версии, высказанные дошкольниками, если они доказаны. Помогаем детям осознать, что выжить в сложнейших условиях блокады уже было подвигом; а юные ленинградцы не только пытались сохранить себе жизнь, они еще помогали взрослым (стояли в очередях за хлебом, ходили за водой, дровами, работали на заводах и фабриках).

  1. С помощью мультимедийной техники выводим на большой экран изображение памятника «Цветок жизни», расположенного на Дороге жизни. Предлагаем дошкольникам рассмотреть изображение. При необходимости увеличиваем те или иные детали монумента. Обсуждаем, что дети видят на фотографии. По ходу беседы задаем уточняющие вопросы: На что похож этот памятник? Из какого материала он выполнен? Какие изображения и надписи на нем сделаны? Как они расположены на «цветке»? Куда «устремляется» каменный цветок? Рассуждаем: Как изменилось бы наше восприятие, если бы каменный цветок был черного цвета? Если бы он не устремлялся вверх, а опускал свое соцветие к земле?
    Предлагаем детям сделать вывод: чему или кому он посвящен? Обсуждаем название мемориала: почему памятник, посвященный погибшим ленинградским детям, именуется «Цветок ЖИЗНИ». В ходе обсуждения дополняем и конкретизируем ответы дошкольников.

Дополнительный материал:

Памятник «Цветок жизни» входит в состав мемориала, посвященного погибшим детям блокадного Ленинграда (наряду с аллеей Дружбы и траурным курганом «Дневник Тани Савичевой»). Создан в 1968 г. Архитектор — П. И. Мельников. Высота каменного цветка — 15 м.  На лепестках растения изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».  Рядом находится плита, на которой выбита надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941–1944 годов».  Вокруг монумента высажено девятьсот березок — по числу блокадных дней, пережитых ленинградцами.

  1. Предлагаем детям выполнить творческую работу. С помощью пластилина просим их «воссоздать» на листе картона голубого цвета мемориал «Цветок жизни» (в форме барельефа). С помощью стека «вырезаем» нужные детали-заготовки памятника и аккуратно располагаем их на поверхности листа. Сглаживаем поверхность пластилинового цветка. Острием стека рисуем в сердцевинке соцветия улыбающееся детское лицо. Дополняем изображение памятника природной средой: из того же материала или листов цветной бумаги создаем и размещаем на поверхности картона деревья, кустарники, траву. Обязательно находим возможность включить в работу светящееся солнце — символ мира и благополучия.
  2. После занятий оформляем выставку детского творчества.

 

Авторы: Шейко Н. Г., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО, Севастьянова М. Н., воспитатель высшей квалификационной категории ГДОУ № 93 Выборгского района; Виноградова Н. В., заместитель заведующей по УВР высшей квалификационной категории,  ГДОУ № 93 Выборгского района.    

Опубликовано: Уроки Великой Победы: Методические материалы в помощь учителю. Сост. Л. К. Ермолаева. СПб., 2010.

Свойства

Тип ресурса

Уроки в классе

Тип статьи

Уроки в классе

Возраст

дошкольники, 1-2 кл.