куда пойти планы занятий полезные материалы
blokada_square2

Проект «Ленинград в годы Великой Отечественной войны: стратегии выживания»

Возраст: 9-10 кл.

Интегрированный проект по химии, биологии и истории.


Возраст: 15–17 лет (9–10 кл.)

Цели:

  • изучение учащимися стратегии выживания людей в период блокады Ленинграда через освоение культурного пространства Санкт-Петербурга (образовательное путешествие в музеи, к памятникам, анализ художественных произведений военного времени);
  • формирование гражданско-патриотической позиции учащихся, эмоциально-личностного отношения к событиям Великой Отечественной войны;
  • развитие у учащихся умений самостоятельного поиска и анализа информации из разных источников (музейные экспонаты, литературные произведения, семейные архивы), развитие творческих способностей.

Этап I. Самостоятельная работа учащихся с документальными материалами

Задание для групповой работы: Во время Великой Отечественной войны люди, оказавшись в экстремальной ситуации, выбирали одну из трех основных линий поведения:

  • жили, покоряясь судьбе, жизненным обстоятельствам;
  • героически боролись, преодолевая тяготы;
  • готовы были выжить любой ценой (в том числе за счет других).

Прочитайте:

Группа № 1. Материалы, посвященные обороне Ленинграда (из «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина, книги «Живая память» и др.).

Группа № 2. Материалы, посвященные науке блокадного Ленинграда (из «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина и др.).

Группа № 3. материалы, посвященные жизни и быту ленинградских школьников-блокадников (из «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина, журнала «Совёнок» и др.).

Группа № 4. Материалы, посвященные искусству блокадного Ленинграда (из «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина, журнала «Совёнок» и др.).

Задание:

  • Найдите проявления различных линий поведения во время войны в изучаемой вами сфере жизни блокадного города и горожан.
  • Выберите одного героя, чья судьба вас заинтересовала. Каковы были его жизненные обстоятельства? С какими проблемами он сталкивался во время блокады Ленинграда? Как он действовал в этих обстоятельствах? Какие качества личности он проявлял? Какими были и в чем проявлялись его взаимоотношения с окружавшими его людьми?

Этап II. Образовательное путешествие в филиал музея истории Санкт-Петербурга (особняк Румянцева)

Блокада Ленинграда стала страшной трагедией для ленинградцев и для воинов, защищавших блокадный город. Оказавшись перед лицом тяжких испытаний, люди либо покорялись судьбе, либо героически боролись, либо готовы были выжить любой ценой. Какая линия поведения преобладала и почему? Вам предстоит это выяснить в ходе работы над проектом «Ленинград в годы Великой Отечественной войны», включая изучение документальной литературы и образовательное путешествие.

Задание для группы № 1

  1. Подберите материал, отражающий сферу деятельности выбранного вами героя, судьба которого связана с блокадой Ленинграда. Попытайтесь раскрыть следующие темы:
  • Военные операции, связанные с началом блокады Ленинграда, ее прорывом и снятием: даты проведения, места наиболее ожесточенных боев, участвующие в ней силы и их командующие, итоги и значение.
  • Партизанское движение в Ленинградской области и отряды народного ополчения: состав, роль.
  • Обстрелы Ленинграда: борьба с авианалетами и бомбежками, пути спасения.
  1. На основе работы с источниками составьте серию писем вашего героя с фронта об обороне Ленинграда.

Задание для группы № 2

  1. Подберите материал, отражающий сферу деятельности выбранного вами героя, судьба которого связана с блокадой Ленинграда. Попытайтесь раскрыть следующие темы:
  • Вооружение, созданное во время Великой Отечественной войны в Ленинграде: виды, характер использования, материалы, характеристики, разработчики, использование.
  • Основные достижения в медицине во время Великой Отечественной войны в Ленинграде: химический состав, создатели, применение.
  • Продукты периода блокады Ленинграда: виды, химический состав, способы создания, особенности распространения.
  1. На основе работы с источниками создайте несколько записей из дневника ученого — жителя блокадного Ленинграда.

Задание для группы № 3

  1. Подберите материал, отражающий сферу деятельности выбранного вами героя, судьба которого связана с блокадой Ленинграда. Попытайтесь раскрыть следующие темы:
  • Бытовые условия жизни детей и взрослых в блокадном Ленинграде: особенности питания, водоснабжения, отопления, жилища и т. д.
  • Участие в обороне Ленинграда.
  • Учеба и культурная жизнь детей в блокадном Ленинграде.

2. На основе работы с источниками создайте несколько записей из дневника блокадного школьника.

Задание для группы № 4

  1. Подберите материал, отражающий сферу деятельности выбранного вами героя, судьба которого связана с блокадой Ленинграда. Попытайтесь раскрыть следующие темы:
  • Роль радио, газет и фронтовой кинохроники в блокадном Ленинграде. Особенности спасения памятников культуры.
  • Литература и живопись блокадного Ленинграда: писатели, поэты, художники, произведения и их направленность.
  • Музыка и театр блокадного Ленинграда: композиторы, режиссеры (актеры), произведения и их направленность.
  1. На основе работы с источниками составьте серию писем вашего героя о роли искусства во время блокады Ленинграда.

Этап III. Комплексный интегрированный урок «Ленинград в годы Великой Отечественной войны: стратегии выживания»

Ход урока:

  1. Звучит музыкальный фрагмент песни «Священная война». Все встают. Вступительное слово учителя истории о роли блокады Ленинграда в истории страны и нашего города.
  2. Беседа с учащимися о возможных стратегиях выживания людей в экстремальных ситуациях. Называют три стратегии: выжить любой ценой, плыть по течению (смириться), преодолевать опасности.

Задание:

  • Выяснить, какая стратегия выживания  преобладала в блокадном Ленинграде и почему.
  • Какая стратегия выживания преобладала бы сейчас в случае повторения такой страшной ситуации? Почему?
  • Учащимся также предлагается по ходу урока заполнять таблицу:
Стороны жизни блокады Ленинграда Преодоление Смирение Выживание любой ценой
Оборона
Наука
Быт
Искусство

Выступление группы № 1: основные операции, связанные с блокадой Ленинграда (начало блокады, Любаньская операция, прорыв, снятие блокады). Представление фрагментов писем с фронта от лица выбранного героя.

Выполнение группами заданий

Задачи по физике:

А) Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны… И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности. Уже в начале вражеской блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки. Не многим известно, что первый в мире радиолокатор создал в 1934 г. в ленинградском Физтехе выдающийся ученый Д. А. Рожанский. В самом начале войны радиолокационные установки были еще несовершенны, но все же только они одни и могли «увидеть» самолеты, летевшие бомбить Ленинград.

Радиолокация — определение расстояния до объекта с помощью электромагнитных волн. С помощью специального радара посылается электромагнитная волна, которая отражается от цели и принимается на земле. Зная скорость электромагнитных волн и время распространения сигнала, можно легко подсчитать расстояние до предмета.  S=Vt/2 (на два делят потому, что сигнал проходит путь туда и обратно.

Задание: Определите максимальную дальность приема, которую могла давать первая ленинградская радиолокационная установка, если сигнал распространялся в течение 1,34 мс, а скорость радиоволн была 300000 км/с.

  1. Приставка м (милли) обозначает 10-3(тысячная доля).
  2. Ответ дайте в километрах.

Б) Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде; зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 г. блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). Во время Великой Отечественной войны носила название Дорога смерти. С историей этой дороги связано имя «полуторка». Полуторка — это первый российский грузовой автомобиль «ГАЗ-АА» — легендарная машина Великой Отечественной войны.

За первые 2 недели ледовой дороги под лед ушло 157 автомобилей. Водители ездили с открытыми дверями, чтобы успеть покинуть кабину, если машина начнет проваливаться под лед. Но все равно гибли часто. За две блокадные зимы более 1100 машин ушло под лед — каждая четвертая.

Задание: лед выдерживает давление  187,5 кПа. Площадь каждого колеса 0,02 м2. Определить, груз какой массы может перевезти этот автомобиль по льду озера.

  1. Выясните, сколько колес у полуторки. Найдите общую площадь всех колес.
  2. Воспользуйтесь формулой давления и найдите силу, с которой автомобиль действует на лед (р=F/S).
  3. Воспользуйтесь формулой силы тяжести и определите массу автомобиля с грузом (F=mg).
  4. Найдите массу груза, если масса автомобиля 1750 кг.

В) Авиация в дни блокады служила мощным прикрытием для переправы грузов и продовольствия в Ленинград и эвакуации жителей города. В начале Великой Отечественной войны в частях Красной Армии появились первые истребители ЯК-1, а затем их модификация ЯК-3. Отличившийся при прорыве блокады Ленинграда 1-й  Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова Красногвардейский ГИАП также сменил свои Як-7б на Як-3 в числе первых. Это был один из самых легких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ2 и 720–740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м — 4,1 мин., хороший потолок (11800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей. В конструкции Як-3 был воплощен опыт коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков, которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой к 200 кг/м2.

Задание: через сколько времени ЯК-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч?

  1. Задачи, в которых движутся два тела, целесообразно решать с помощью теоремы сложения скоростей. Нужно определить скорость одного самолета относительно другого. Если тела движутся вдоль одной прямой, то при движении в одну сторону скорости вычитают, а при движении в разные стороны — складывают. Определите относительную скорость русского самолета относительно фашистского.
  2. Воспользуйтесь формулой скорости при равномерном движении и вычислите время, переведите его в минуты (V=S/t).

Г) Невозможно  переоценить трудовую доблесть рабочего класса  Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. К примеру, на Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими. Из ворот завода ежедневно выходили танки «КВ» и прямо направлялись на фронт. Боевая масса такого танка — 47,4 тонны.

Задание: Импульс танка «КВ» составляет 450000 кг м/с. Определите скорость танка и расстояние, которое он может пройти за 1 ч.

  1. Воспользуйтесь формулой импульса и найдите скорость танка. Масса танка указана выше. (p=mv)
  2. Воспользуйтесь формулой скорости равномерного движения и найдите искомый путь. Ответ дайте в километрах. (Время нужно брать в секундах.)

Выступление группы № 2:

  • Научные разработки периода блокады Ленинграда в области вооружений, медицины и др.
  • Представление фрагментов блокадного дневника выбранного ученого.

Выполнение группами заданий

Задачи по биологии: 

  • Ученые Ленинграда приложили немало усилий для борьбы с голодом. С ноября 1941 г. стали использовать в качестве добавки к муке целлюлозу — сырье бумажной промышленности. Группа под руководством В. И. Шаркова за три дня разработала технологию гидролиза целлюлозы горячим раствором серной кислоты. Ее стали получать на заводе «Степан Разин», мармеладной фабрике и других предприятиях. Объясните, почему можно использовать целлюлозу в качестве продукта питания. Какие проблемы могли возникнуть при ее использовании?
  • В городе имелись запасы масляных красок. П. П. Кобеко с сотрудниками института физиологии нашли способ превращения красок в пищу. Объясните: а) как можно это сделать, б) почему краски смогли стать продуктом питания?
  • В музее вы видели кусочек столярного клея, который использовали как продукт питания. Обычно его изготавливают из остатков переработки костей или остатков рыбы. Подумайте, как можно было его использовать в качестве продукта питания? Какие последствия могли возникнуть при этом?
  • В качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Объясните, почему это возможно было? Какое свойство сфагнума использовалось при этом?

Задачи по химии: напишите химические формулы реакций, о которых идет речь:

  • Помимо зенитных орудий небо над городом защищали наполненные водородом аэростаты, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Для заполнения аэростатов водородом использовали силиконовый способ, основанный на взаимодействии кремния с раствором гидроксида натрия.
  • Портативным источником водорода были таблетки с гидридом лития (соединение с водородом). Под действие воды таблетки моментально разлагались, наполняя водородом спасательные жилеты, сигнальные шары-антенны. Это свойство использовали летчики, летающие над Балтикой.
  • В годы войны широко использовались дымовые завесы при форсировании через Волгу и Днепр, при задымлении Севастополя и Кронштадта. Дымовые завесы спасли жизни тысячам бойцов. Одним из первых для их создания стали применять белый фосфор, при сжигании которого образуется густой дым из продуктов реакции горения белого фосфора и взаимодействия последнего с водой.
  • Б. И. Шелищ, сотрудник Технологического института, предложил рискованный опыт использования отработанного водорода из аэростатов заграждения для автомобильных двигателей. Из старых огнетушителей и обрезков труб соорудили водяные затворы , которые устранили опасность использования водорода. На машинах были установлены по два баллона объемом 12 м3, где водород находился под давлением 1–2 атм.

Выступление группы № 3:

  • Бытовые условия жизни детей и взрослых в блокадном Ленинграде.
  • Представление фрагмента дневника выбранного юного жителя блокадного Ленинграда.

Выполнение группами заданий

Задания учителя истории и культуры Санкт-Петербурга:

  • Проанализируйте рисунки детей блокадного Ленинграда и назовите, какую сторону жизни блокадного города отражает каждый из них, какие чувства выражены в них. Просмотр видеофрагмента о блокадном театре.

Выступление группы № 4: искусство в блокадном Ленинграде. Представление фрагментов из писем выбранного деятеля искусства.

Задания учителя истории и культуры Санкт-Петербурга: просмотр видеофрагмента о первом исполнении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Задания учителя искусства:

  • Разработайте репертуар фронтовой агитбригады.
  • Какие условия должны были быть созданы для исполнения в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича?
  • Какие чувства выражает стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»? (Работа с текстом стихотворения.)
  • Какие чувства выражает фрагмент «Ленинградской поэмы» О. Ф. Берггольц? (Работа с текстом фрагмента поэмы.)

Итоговая беседа:

  • Какая стратегия выживания преобладала в блокадном Ленинграде и почему?
  • Какая стратегия выживания преобладала бы сейчас в случае повторения такой страшной ситуации? Почему?

 

Авторы: педагогический коллектив ГБОУ № 330 Невского района Санкт-Петербурга (Жаринов Андрей Геннадьевич, Радюкина Татьяна Алексеевна, Ратманова Наталья Николаевна, Гришаева Галина Анатольевна).

Свойства

Возраст

9-10 кл.

Тип ресурса

Уроки в классе

Тип статьи

Уроки в классе