куда пойти планы занятий полезные материалы

Классный час «Забыть нельзя простить»

Возраст: 8-10 кл.

#nem_plenn_#nem_plenn__00David_Kali

На уроке мы обсуждаем нравственно-этические понятия — «враг», «дружба с врагом», «прощение», «милосердие». Основная проблема урока: можно ли простить человека, принесшего в твой дом смерть и разрушение.


Возраст: 14–16 лет (8–10 кл.).

Цель: создать условия для осмысления детьми нравственно-этических понятий «враг», «дружба с врагом», «прощение», «милосердие». Основная проблема урока: можно ли простить человека, принесшего в твой дом смерть и разрушение.

Этапы занятия:

  1. Актуализация знаний учеников о блокаде Ленинграда. Какие ассоциации возникают при слове «блокада»?
  2. Обсуждение слова «враг». Кто был врагом для жителей блокадного города? Запись возможных определений, ассоциаций.
  3. Творческая мастерская: создание синквейна (Синквейн — пятистрочный стих, в котором первая строка состоит из одного слова; вторая строчка — из двух слов, третья — из трех, четвертая — из четырех, пятая — из одного. При этом первая и пятая строки посвящены теме синквейна и представляют собой имена существительные, вторая — прилагательные или причастия, третья — глаголы, четвертая — фраза, которая показывает отношение автора к теме. Например:
    враг
    безжалостный, беспощадный
    убивает, разрушает, ненавидит
    тот, кого ненавижу я
    смерть
  4. Дети знакомятся с синквейнами друг друга и обсуждают их.
  5. Чтение по ролям и рассматривание антимилитаристской книги Давида Кали «Враг». Обсуждение: что изменилось в нашем понимании слова «враг»?
  6. Работа с текстом воспоминаний С. Шмелькина. Обсуждение: как воспринимали дети пленных немецких солдат? Разделяли ли их позицию взрослые, пережившие блокаду? Что двигало ленинградцами, помогавшими пленным немцам: сострадание, чувство превосходства, желание унизить, прощение? Как вы думаете, легко ли забыть, легко ли простить врага и почему?
  7. Задание каждому ученику: написать фразу «забыть нельзя простить» и поставить знаки препинания. Обсуждение результатов.

Материалы для занятия:

  1. На карточках или распечатках фрагменты воспоминаний С. Шмелькина о пленных немцах в Ленинграде 1946 года (Шмелькин С. Забыть нельзя простить // СПб Ведомости, № 013, 25.01.2008).
  2. Отрывок из кинофильма «Блокада» (Сергей Лозница, 2005).
  3. Фотографии пленных немцев на улицах Ленинграда.
  4. Кали Д., Блок С. Враг. — М.: ИД КомпасГид, 2014.

Публикация: Методические рекомендации по работе
с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2012»
для учителей 5–8 классов. — СПб.: Фрегат, 2011, с. 57–59.

 

Свойства

Возраст

8-10 кл.

Тип статьи

Уроки в классе