карта «Адреса блокады» музеи памятники и мемориалы некрополи сооружения
Фото: Исаева Ольга 8.02.2015

Музей Петербургского государственного университета путей сообщения

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 115

Un_soobj_001Un_soobj_002Un_soobj_003

В музее Университета путей сообщения демонстрируются две инсталляции: «Комната студента» (предвоенный год) и «Блиндаж на Невском пятачке».


Более 900 студентов и преподавателей Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта им. академика В. Н. Образцова (ЛИИЖТ, сейчас  Петербургский государственный  университет путей сообщения им. императора Александра I) ушли в ополчение и партизанские отряды. Многие были мобилизованы в состав специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, приняли участие в строительстве и эксплуатации железных дорог.

В сентябре 1941 г. в ЛИИЖТе была создана комиссия для рассмотрения оборонных предложений и изобретений во главе с профессором Д. Д. Бизюкиным. Только с 10 сентября по 31 декабря 1941 г. Ленинградскому фронту и Управлению Октябрьской железной дороги было передано 39 рекомендаций, в том числе по устройству противотанковых заграждений в лесных и безлесных местностях (профессор А. В. Ливеровский), защите паровозов от вражеской авиации (доцент П. В. Смелов, инженер М. А. Карасёв), устройству танковых переправ через реки (профессор Я. М. Гаккель), устранению нарушающего светомаскировку искрения между трамвайными и троллейбусными токоприемниками и проводами (профессор А. Е. Алексеев).

Ученые ЛИИЖТа приняли активное участие в проектировании легендарной Дороги жизни через Ладожское озеро. Комиссия по оборонным предложениям передала в Штаб обороны города и Ленгорисполком рекомендации по созданию на станции Борисова Грива эвакуационного приемника с устройством на берегу Ладожского озера причалов, оборудованных погрузо-разгрузочными средствами, определению трассы водной переправы через Невскую губу озера, технологии работ при строительстве дороги.

Ученые факультета электрификации железных дорог выполнили проект и монтаж передвижного энергопоезда, сыгравшего важную роль в строительстве свайно-ледовой эстакады через Невскую губу Ладожского озера. С июля по октябрь 1941 г. в тяжелых прифронтовых условиях вела работу спецбригада ЛИИЖТа в составе С. А. Орбелианца, В. О. Кетлера, Г. И. Крюкова и других по проектированию временных мостов и обходов через реки Луга, Оредеж, Тосно, Ижора, Суйда на прифронтовых участках дорог Ленинградского узла.

В январе 1942 г. советское правительство приняло решение об эвакуации из Ленинграда 38 высших учебных заведений, в том числе ЛИИЖТа. В городе осталась небольшая группа сотрудников (82 человека) во главе с доцентом А. Ф. Сухопольским. Они проявили исключительные стойкость и самоотверженность в борьбе за сохранение института, оказывали помощь фронту.
В первых числах марта 1942 г. на станцию Инская, неподалеку от Новосибирска, прибыл состав, доставивший 550 преподавателей, служащих и студентов ЛИИЖТа. Не все доехали до Новосибирска: в дороге умерло около двадцати человек. Неудивительно, что в условиях военного времени от руководства отрасли и страны следовали противоречивые и непоследовательные указания и приказы. 15 марта 1942 г. Государственный Комитет обороны принял решение о переводе ЛИИЖТа из Новосибирска в Москву и организации его работы на базе МИИТа. Длительный и трудный переезд в Новосибирск оказался напрасным, сотрудников и студентов института, только что рассредоточенных по предприятиям, учреждениям и стройкам, стали направлять в Москву.

После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г. было принято решение о возобновлении осенью учебных занятий. За лето были подготовлены к работе библиотека, часть аудиторий, собственными силами проложен трубопровод и подведена горячая вода для отопления института. 1 октября 1943 г. состоялось торжественное начало занятий в Ленинградском филиале ЛИИЖТа (338 студентов I курса).

В течение весны и лета 1944 г. из Москвы в Ленинград для участия в восстановлении института регулярно направлялись группы сотрудников и студентов. Люди трудились по 10-12 часов, перевыполняя нормы. К осени 1944 г. ввели в строй пять корпусов.

30 сентября 1944 г. в Ленинской аудитории состоялось торжественное открытие нового учебного года. К занятиям приступили 1698 студентов и 229 преподавателей. Четко и организованно, с хорошими результатами завершился 1944/1945 учебный год. Институт выпустил 81 инженера, а всего за годы войны — 659.

В годы военных испытаний профессора, преподаватели, студенты, рабочие и служащие с честью выполнили свой долг перед Родиной. 1423 лиижтовца отдали свои жизни в борьбе с врагом, умерли в блокадном Ленинграде. За время войны институт потерял крупных ученых: А. Б. Лебедева, Н. М. Беляева, Л. П. Шишко, Н. Н. Костромитина, В. А. Глазырина и других. За военные подвиги и труд в период Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено 842 лиижтовца.

Сегодня коллектив университета бережно хранит память о тех грозных и героических днях. В 1969 г. на средства, собранные сотрудниками и студентами, по проекту архитектора, профессора института И. Г. Явейна и скульптора А. Г. Гаккеля был воздвигнут обелиск в сквере, откуда в 1941 г. лиижтовцы уходили на фронт. Здесь же в дни празднования 50-летия Великой Победы в 1995 г. по проекту архитектора В. И. Черепанова установлена стела с именами погибших.

(по: «ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны», автор И. П. Киселёв, профессор ПГУПС. 7 февраля 2014, «Санкт-Петербургский Вестник высшей школы»).

Сайт Музея Петербургского государственного университета путей сообщения

Свойства

Адрес

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 115