Говорим с детьми о блокаде

Говорим с детьми о блокаде

Перед каждым взрослым, который собирается говорить с детьми о блокаде Ленинграда, встают три основных вопроса.

Первый: зачем я собираюсь рассказывать детям о блокаде?

Второй: сколько лет детям, с которыми я собираюсь разговаривать, и что важно знать о блокаде в этом возрасте?

Третий: что и как я могу рассказать детям?

Это трудный и опасный разговор. Потому что на каждый из этих вопросов могут быть десятки разных и правильных ответов. Мы предлагаем свои варианты.

 

Зачем говорить с детьми о блокаде?

Блокада Ленинграда – крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природная катастрофа, подобная землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована людьми, которые находились по обе стороны фронта. Огромное количество погибших в годы блокады объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта, и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан. Воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан – вот ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. Достижение этой цели возможно в том случае, если мы:

  • сможем воспитать в детях историческую эмпатию – способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;
  • предоставим детям возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;
  • откажемся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволим современным детям и подросткам свободно и искренне выражать своё мнение о трагических блокадных событиях.

Основные идеи, которые мы хотели бы «вырастить» в детях с помощью освоения блокадных тем, формулируются таким образом:

  1. Равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества.
  2. Милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.
  3. Катастрофа блокадного Ленинграда стала возможна в результате действий и решений не одного, а многих людей. Эти действия и решения зачастую были основаны на предрассудках, фанатизме, ненависти, которые и сегодня могут стать причиной гуманитарных катастроф.

 

С какого возраста можно начинать говорить о блокаде? Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Прежде всего, потому что существуют различные формы и методы этого разговора. Их выбор зависит от того, с кем мы разговариваем. Все дети очень разные. И если с дошкольниками, живущими в Петербурге, разговор о блокаде, вполне возможен, то вряд ли необходимо обсуждать эту тему с детьми 6-8 лет, которые живут на Дальнем Востоке или в Калининграде.

Кто перед нами? Сколько лет этим детям? Они растут в Петербурге или приехали в город из других городов и стран? Или мы общаемся вдали от Петербурга? Где мы ведем разговор о блокаде – в классе, в музее, дома, в автобусе, на местах боёв? Сколько детей участвуют в разговоре?

Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагогической подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.

Разговор о блокаде с детьми младше 8 лет должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Задача такого разговора – помочь ребенку понять окружающую его действительность, в которой могут быть представлены блокадные памятники, городская символика, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача – формирование навыков нормативного поведения, в первую очередь уважения к объектам исторического наследия. Именно поэтому блокадные занятия для дошкольников требуют разработки специальных дидактических материалов и организации специальных образовательных пространств, в которых отсутствуют темы насилия и смерти.

Посвященные блокаде занятия для учеников 2-5 класса должны быть направлены, в первую очередь, на развитие чувства исторической эмпатии. Эти занятия должны создавать у детей представление о жизни блокадников и защитников города с помощью документальных источников, помогать детям представить повседневную реальность блокады — в первую очередь, это дневники блокадных детей, частные письма. Актуальным остается требование психологической безопасности к блокадным занятиям: педагогической задачей должно стать не запугивание и пассивное смирение, а мотивация к дальнейшему изучению этой темы, к самостоятельным исследованиям, поискам информации. Для достижения этой задачи разговор о блокаде всегда должен затрагивать личностно значимые для ребенка темы: взаимопомощь, милосердие, сострадание, жалость.

Учащиеся 6-8 классов в силу своего возраста и приобретенного социального и когнитивного опыта уже готовы к разговору о блокадной трагедии. Педагоги, ведущие этот разговор, могут опираться на литературные произведения (художественные и документальные), которые посвящены различным стратегиям выживания ленинградцев в блокадные годы (см. раздел «Книги для детей, посвященные блокаде Ленинграда»), на документальные источники.

С подростками 14-17 лет (10-11 классы) разговор о блокаде Ленинграда можно вести в контексте размышлений о всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий и почему случилось именно то, что случилось? В этом возрасте подростки активно участвуют в дискуссиях, и не стоит ограничивать их вопросы. Напротив, даже самые трудные темы необходимо проговаривать и обсуждать: надо ли было сдать город, чтобы сохранить жизни жителей? Эта дискуссия должна строится на основании точной исторической информации (см. раздел Энциклопедия блокады).

Основные принципы разговора с детьми о блокаде

  1. Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество непростых вопросов о поведении человека в конкретном историческом контексте.
  2. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способные к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.
  3. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города. Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.
  4. Помните, что дети не обладают Вашими знаниями и Вашим опытом. Они имеют право не знать того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.
  5. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы. Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.
  6. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.
  7. Не заставляйте детей испытывать эмоции,  не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.